Статья в National Business «Управление изменениями»
24.04.2018
Отчет о работе за первый квартал
29.05.2018

Управление изменениями

В наше время конкуренция в бизнесе настолько высока, а непредсказуемость внешней среды просто зашкаливает. В этих условиях, умение видеть на много шагов вперед, перестало быть даром ясновидения избранных, и является необходимым навыком эффективного лидера XXI века.  Мало уметь анализировать текущую ситуацию, предвидеть будущее и рассчитывать дальнейшие ходы в нескольких вариантах. А главное уметь управлять изменениями своей компании.

Как мы обычно себя чувствуем, когда обстоятельства вокруг нас постоянно меняются, и нет возможности это контролировать? Как правило, возникают неуверенность, сопротивление, а порой и страх. Именно поэтому маркетологи в рекламных слоганах избегают слова «изменения».  Выход из зоны комфорта всегда связан с определенными мыслями и переживаниями. Возникают вопросы. Туда ли мы идем? Правильная ли это цель? Насколько это решение верное? Готовы мы к действиям? Справимся? Что делать, если что-то пойдет не так? Признаться, хотя бы себе, в таких мыслях и ощущениях дано не всем, а только очень сильным людям. Такое признание – уже путь к успеху!

Помните, как в детстве, когда сама раскачиваешься на качелях и даже готова сделать солнышко? Страха нет. Есть драйв и ощущение счастья. А если тебя кто-то сильно раскачивает, и ты не можешь это остановить? Холодок подступает к горлу, а ноги у руки вдруг начинают неметь. Почему так происходит? Потому что ты не управляешь процессом.

Какой вывод?
Изменения – это тоже процесс, которым можно и нужно управлять!

Принцип изменений

Предлагаю рассмотреть принцип, по которому происходят вообще все изменения. Этот принцип работает как для проектов, команд и компаний, так и для отдельных людей.

Так называемая формула перемен, разработанная Ричардом Бекхардом и Дейвидом Глейтчером, помогает оценить силы, влияющие на успех ил неудачу предполагаемой программы изменений.

D x V x F > R

Для успеха, непременно должны присутствовать три таких фактора:

D – неудовлетворенность тем, что есть сейчас, то есть осознание существования проблемы, потери эффективности или угрозы появления этой проблемы в будущем (англ. Dissatisfaction)

V – видение того, каким будет развитие событий в будущем (англ. Vision)

F – конкретные действия и шаги по реализации видения (англ. First steps)

Изменения возможны только если произведение этих трех факторов больше, чем R – сопротивление (англ. Resistance)

Управление рисками

Давайте посмотрим, как это происходит в реальной жизни. Собственник бизнеса. Что происходит, когда ему уже понятно, что перемены нужны, когда у него есть понимание и видение будущих процессов? Чаще всего возникают сложности с первым шагом. Фокусировки нет, не понятно, что сделать в первую очередь. И самое главное, присутствует беспокойство, а что дальше? А если пойдет не по плану? И это порой тормозит принятие решения, потому что возникающее сопротивление сильнее, чем желание  что-то поменять. Какие у него мысли? Посижу пока так, посмотрю на опыт других, а дальше видно будет. Или, вот в следующем месяце точно приступлю к внедрению, а пока еще подумаю, как лучше…

В это время, более смелые, более продвинутые конкуренты берут и делают, откидывая сомневающуюся сторону далеко назад. Или бывает, что вот сейчас реализация и конкретные действия актуальны, а через месяц обстоятельства поменялись и задуманное уже невозможно. Это подрезает крылья, заставляет сомневаться в своем успехе и компетентности.

А если, скажете вы, человек решился и вступил в воду перемен, а внешние обстоятельства неожиданно поменялись? В итоге убытки. И лучше бы не было этого шага…

Да, бывает и такое. Риски нужно просчитывать заранее. В самом начале пути мы рассматриваем два варианта развития событий.

Первый, это если все пойдет так, как нужно.
Второй вариант позволяет нам посмотреть на узкие места и риски. Спрогнозировать, что может пойти не так, и найти готовые варианты решений для этих случаев. Под рукой всегда должен быть план Б, а если ситуация требует, то и план С.  Такое планирование дает уверенность и позволяет реализовывать новые проекты осознанно и спокойно, а значит более быстро и эффективно.

Это, кстати, важно для ТОП-менеджеров. Осознанное управление рисками позволяет правильно преподнести собственнику компании свой новый проект.

Понимание рисков дает объективное принятие ситуации. Помогает прояснить, готов ли к ней собственник. Если не готов, то нужно рассматривать другие варианты и направления. Лучше сразу осознать свою неготовность и сдать назад, чем рассчитывать на русский «авось» и расхлебывать последствия, которые не по силам. Изменения бывают глобальные. Это когда компания решается сменить или расширить региональное присутствие, открыть филиалы, или даже новое направление бизнеса. Это может быть другая ступень развития компании – переориентирование. Помощь внешних экспертов тут очень к месту. Именно они объективно могут оценить ситуацию и выполнить такие действия, как – оценка рисков, взаимодействие с командой, правильная постановка целей, разработка плана действий, включая план Б. Предвидя рынок и имея экспертную поддержку при внедрении плана, намного легче стать первым.

Например, один из наших клиентов обратился с целью снизить сезонный кассовый разрыв, а в итоге увеличил ассортимент, открыл представительства в ряде других регионов, стал франчайзи и перенес производство в другую страну. Вышел на международный уровень, что повлекло за собой глобальные изменения на российском рынке!

В некоторых компаниях достаточно внутренних изменений. Которые мы обычно делим на этапы. Исследуем рынок, выполняем бизнес-планирование, делаем оптимистичные и пессимистичные расчеты затрат. Прогнозируем, прописываем бизнес-процессы и доводим до результата.

Полное вовлечение в процесс самого инициатора перемен – важная составляющая успеха. На примере своей практики, могу сказать, что руководители, а еще чаще собственники, ожидают, что сейчас к ним придет команда экспертов, найдет нужные решения, внедрит их и все пойдет как по маслу. Самому в этот момент можно провести время где-нибудь на курорте. Все произойдет само собой. Зачем свое время тратить? Да придут, действительно эксперты. Они предложат решения и даже помогут внедрить. Но вот все остальное, это иллюзия.

С кого должны начинаться изменения в корпорациях?

Конечно с лидера. Изменения происходят сверху вниз. Только тогда лидер остается лидером, а изменения конструктивны. Ваш личный пример вдохновит сотрудников и вселит уверенность в том, что все идет по плану. Эксперты уйдут, а вам со своей командой нужно будет продолжать воплощать принятую стратегию самостоятельно. И ответственность за ваш результат будет только на вас.

Личное управление изменениями для меня – неотъемлемая часть жизни. Как я к этому пришла? Сначала возникло желание заниматься исключительно любимым делом. Захотелось, чтобы все меня радовало. Далее определилась, что именно хочу. Примеряла различные варианты, пока не поняла, что это именно то, что надо. Когда сформулировала свое желание как цель, стала искать способы реализации. Составила план, продумала варианты, что делать, если дело все-таки не мое, если я ошиблась. План был уже на 90% удачно реализован. И вроде бы все шло, как хотелось. Остался один, очень ответственный шаг к цели. И вот тут мне стало по-настоящему страшно. Опять появились сомнения. На свершение этого шага у меня ушло 6 месяцев. Все это время оказалось посвящено подготовке, обучению, принятию себя в новой роли и разрешению себе это сделать. Очень сильно давила ответственность, но желание прийти к своей цели оказалось сильнее. Я сделала это. Все свершилось даже лучше, чем я думала. С тех пор прошло 3 года. Я считаю, что все сделала правильно. Но надо было действовать решительнее. И составить более подробный план для запасного варианта. Это прибавило бы уверенности и сократило время в пути.

Что можно пожелать тем, кто понимает, что пришла пора перемен? Тем, кто видит куда идет и знает что делать?  Путь к успеху прост: понимание + осознание + принятие + решение +  действия. Относитесь к своим изменениям осознанно. Лучше вовремя признать, что идете не туда, чем уперто тратить на это драгоценное время и силу. Обращайте внимание на то, с кем вы, кто вокруг вас, готовы ли они идти вместе с вами, поддержать и разделить ответственность. Если нет, смело меняйте свое окружение. От команды очень многое зависит. Проявляйте свое доверие тем, кто с вами. Рассказывайте им о запасных путях и аэродромах. Чтобы они тоже могли чувствовать себя в безопасности. Тогда вы получите принятие с их стороны. А возможно даже избежите подставы. Да, да, это бизнес — ничего личного!

Сейчас меня радуют наши результаты. У нашей компании есть постоянные клиенты и вот один из отзывов: «Свои деньги вы отрабатываете на все 100! Когда вы работаете с нами в команде, то все меняется и двигается в нужном направлении».

Возможно, изменения в компаниях, с которыми мы работаем, происходят не так быстро как хотелось, но многое зависит от скорости принятия решения собственником и от его готовности меняться. От степени его доверия. Когда у нас есть понимание его возможностей, страхов, узких мест и сильных сторон, тогда мы знаем, как поддержать и как помочь в преодолении любых препятствий.

Управляйте изменениями.
Это прямой и безопасный путь к достижению ваших самых смелых целей!

Сергей Вельтищев
Сергей Вельтищев
Ваш бизнес-наставник. Директор консалтингового агентства "Business Proactive".